Проекционные технологии для образования
Освоение проекционной техники российскими образовательными учреждениями началось относительно недавно. Поздний старт связан, с тем, что проекционная техника до недавнего времени была «эксклюзивной» и дорогой. Другой причиной, тормозившей ее внедрение — это настороженное отношение к проекционным -технологиям со стороны преподавательского состава. Все новое вызывало некоторое сопротивление, особенно если это касалось сложной техники. Сложность возникала не столько в плане управления, сколько в необходимости адаптации учебных курсов к возможностям IT. Здесь следует отметить, что многие учреждения образования проекционную технику воспринимают как предмет образования, в то время как ее следует использовать как инструмент образовательного процесса.
В последние годы наметился прогресс: проекционная техника стала более доступна, заметно поменялось отношение к IT-технологии. В виду достаточной финансовой независимостью первыми на путь освоения проекционных технологий стали ВУЗы. Наличие программ платного обучения и выделяемых грантов Вузы стали уделять внимание оснащению учебных аудиторий проекционной техникой. Благодаря государственной поддержке к оснащению образовательного процесса проекционной техникой стали активно подключаться школы. Важная роль в оснащении школ проекционной техникой принадлежит национальной программе «Образование», для реализации которой Министерством образования Российской Федерации было разработано и утверждено Требование по материально-техническому обеспечению учебного процесса, в том числе проекционной техникой (мультимедиа- проекторы, оверхед- проекторы, диапроекторы, компьютеры, видеомагнитофоны, проекционный экраны, интерактивные и офисные доски и др.).
Книга «Интерактивная доска — выбор, применение и рекомендации» предназначена для учителей и преподавателей, фактически это настольное пособие по применению проекционного и интерактивного оборудования в повседневном образовательном процессе.
Наша книга станет вашим верным другом в по получению ответы на многие вопросы позволяет найти развернутые ответы на множество вопросов по совершенствованию своих навыков в проекционных технологиях.
Вы узнаете о разнообразии программного обеспечения для своих учебных материалов. На наших методиках, что откроет вам книга, вы построите свою концепцию преподавания в классе либо в аудитории, оснащенной компьютером, проектором и интерактивной доской.
Скачать книгу...
Для показа учебных материалов образовательные учреждения приобретают проекторы, которые можно использовать как стационарно, так и мобильно (перемещая от аудитории к аудитории). Приобретаемые ими проекторы в своей основной массе стоят относительно недорого. Однако, к сожалению, такие проекторы обладают минимальными возможностями. Типичный проектор, используемый в образовательных учреждениях, характеризуется следующими данными:
проекционный модуль на основе LCD технологии;
базовое разрешение SVGA (800×600 точек);
мощность светового потока — от 1000 ANSI Im;
вес — около 3 кг;
возможность подключения компьютерного и видео источников сигнала;
возможность потолочного крепления;
выход на внешний монитор (при работе со стационарным компьютером);
ценовой диапазон — в пределах 1000 $.
К данному классу проекторов можно отнести Miracle ARS-26A,
Miracle ECO-11 Star, Epson EMP-S5,Toshiba S8, Sharp XR-10S, LG DS-125.
Представленные проекторы разработаны специально для использования в образовательном процессе и их место в учебных центрах, классах, аудиториях, а также в бюджетных организациях. Не большой вес проекторов ( от 1,9 до 4,5 кг ) позволяет использовать в различных презентациях. По своим техническим характеристикам и бюджетной стоимости (до 1000 $) они относятся к числу популярных.
Основные технические характеристики проекторов, предлагаемых для использования в сфере образования, представлены в таблице. Пять из шести проекторов имеют разрешение 800х600 (SVGA). У проектора Epson EMP-S5, разрешение 1024х768 (XGA).
Три проектора Miracle ARS-26A, Miracle ECO-11 Star, Epson EMP-S5 относятся LCD – технологии, другие три (проектора Toshiba S8, Sharp XR-10S, LG DS-125) – к технологии DLP. Наибольших срок эксплуатации лампы имеет проектор Miracle ECO-11 Star до 5000 часов. Наименьший вес у проектора LG DS-125 1,9 кг, наибольший – у проектора Miracle ECO-11 Star – 4,5 кг.
Список проекторов можно пополнить другими моделями известных производителей: NEC (VT-48, VT-58, VT-59), Sony (VPL-CS-21, VPL-ES3), BenQ MP-510, Epson (EMP-S42, EMP-S52) и др. Все они имеют доступную стоимость и достаточно высокие технические характеристики. Особый интерес представляют проекторы Epson (EMP-S42, EMP-S5 и EMP-S52). Они обладают не только высоким разрешением 1024х768 (XGA) и световым потоком (2000 ANSI Lm), но и необходимой опцией для учебного процесса: кратковременное прерывание показа наиболее важных фрагментов для пояснения преподавателем, а также опцией быстрого отключения проектора от источника электропитания. Проекторы с разрешением SVGA (800х600) рекомендуется использовать в небольших учебных аудиториях.
Учреждения образования относятся к государственным и муниципальным предприятиям. Поэтому покупку проекционной техники они осуществляют в соответствии с действующим законом «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд».
Анализируя размещаемые заказы на поставку проекционного оборудования убеждаешься, что большинство из них составляются теми, кто не имеет необходимых знаний и опыта данных типах товаров. В документах размещаемых заказов можно увидеть в полном объеме Закон «О размещении заказов …», и отсутствие квалифицированного технического решения. Например, в одной опубликованной информации о размещении заказа о поставке проектора начальная максимальная стоимость оказалась ниже минимальной рыночной стоимости. В технических характеристиках запрашиваемого проектора были допущены ошибки и надуманные требования. В заказе отсутствовала информация об аудитории, ее освещенности, о месте установки (креплении) проектора, не было информации о проекционном экране, источнике видеосигнала и др. Чтобы говорить о конкретном проекторе и получать высококачественное изображение, необходимо иметь не только пожелания и финансовые возможности, но и владеть реально выполненным техническим решением.
Процесс оснащения проекционной техникой по действующей методике трудоемок и неэффективен. Возможно, что отбор дорогостоящих технических решений, перед их исполнением, следует подвергать экспертным исследованиям, в том числе по конкурсным и аукционным методикам. Что же касается оснащения учебных аудиторий, взамен действующей методики, следовало бы использовать другие варианты. Например, оснащение учебных аудиторий вышеуказанной техникой поручать специализированным компаниям, обладающим достаточными знаниями и опытом в данной области техники, умеющим выполнять комплекс работ: разработка технических решений, поставка, инсталляция оборудования, пуско-наладочные работы, обучение обслуживающего персонала и др. Отбор таких компаний и заключение с ними соответствующих договорных обязательств могли бы выполнять федеральные, региональные или муниципальные органы управления образования.
Одной из компаний специализирующей в области аудио-, видео-, проекционной и световой техники, систем телекоммуникаций, видеоконференцсвязи и синхронного перевода является компания SBL. Компания SBL – команда высококвалифицированных специалистов, обладающих солидными знаниями и опытом работы. Главной целью компании является интеграция проекционных и аудиовизуальных технологий во все сферы деятельности человека. Сегодня Компания SBL является одной из немногих компаний сибирского региона, представляющая своим заказчикам широкий спектр услуг от консультации и поставки оборудования до разработки оригинальных решений и инсталляций. Главный принцип работы Компании SBL безупречная репутация, индивидуальный подход к удовлетворению запросов и пожеланий заказчиков, персональная ответственность специалистов компании.
Для больших аудиторий следует подбирать проекторы высокого класса, обладающих существенным световым потоком, высоким разрешением и широкими функциональными возможностями. В таких случаях наблюдается комплексный подход к оснащению учебных аудиторий (проекторы обычно устанавливаются стационарно, коммутируются с источниками сигналов и управляющими системами). Выбор проекторов этого класса осуществляется с учетом размеров аудитории, местом и способом крепления проектора, размеров экрана и расстояния между проектором и экраном, освещенности зала и других исходных данных. Цены таких проекторов значительно выше. В отдельных случаях, когда расстояние достаточно большое и наоборот чрезмерно малое устанавливаются так называемые инсталляционные проекторы, для которых подбирается соответствующая оптика и проекционные экраны.
Необходимыми элементами проекционной системы являются проектор, проекционный экран, устройства передачи видеосигнала (компьютер, NoteBook, видеомагнитофон и др.), система коммуникации и управления. В отдельных случаях по требованию заказчика устанавливается акустические и микрофонные системы. Их установку целесообразно устанавливать в больших аудиториях.
В проекционной системе важная роль принадлежит проекционному экрану. При выборе и монтаже экрана необходимо соблюдать ряд рекомендаций и требований в частности учитывать размеры аудитории, условия освещенности аудитории, характеристики проектора и другие данные.
На современном рынке производители представляют экраны разных конструкций, размеров и моделей. В зависимости от потребности можно использовать экраны (на треноге, настольные, напольные), настенные или потолочные (рулонные подпружиненные, рулонные с электродвигателем, натяжные на раме. Основой экранов является светоотражаемые полотно. Полную информацию о проекционных экранах в данной статье дать невозможно. Это отдельная тема. Информацию о них можно получить в других источниках.
В учебном процессе хорошо зарекомендовал себя оверхед-проектор Medium 524P. Возможность крепления кассеты с рулонной пленкой позволяет иллюстрировать доклад непрерывно. Складная штанга обеспечивает компактность оверхед-проектора при хранении и транспортировке. Однако, сегодня оверхед уже является устаревшим проекционным оборудованием, поэтому мы рекомендуем приобретать мультимедийный проектор в паре с документ камерой.
В учебных аудиториях проектор можно крепить к потолку к стене или размещаться на специальной подставке с регулировкой по высоте, например «Подставка Medium VT1 или на передвижном многоярусном столике типа Medium Palladio. При стационарном использовании экрана его крепление осуществляется к стене или потолку. При мобильном варианте лучше использовать презентационный экран ( на треноге, настольный или напольный).
При креплении проекторов используются устройства различной конструкции. Одно из таких устройств, представлено на рисунке. Как правило, такие устройства простые по конструкции, рациональны и надежны, позволяют устанавливать проекторы на различных расстояниях от потолка, поворачивать проектор на 360 градусов по горизонтальной плоскости и до 30 градусов в вертикальной плоскости. Недостатком крепления проектора к потолку заключается в сложности его технического обслуживания и отсутствия защиты от воздействия окружающей среды на объектив. Важным фактором успеха учебного процесса зависит от правильно подобранного проектора, проекционного экрана, акустической системы, других элементов технического оснащения учебной аудитории, от их места установки, а также необходимых знаний их использования.
Консультацию по комплексному оснащению аудиторий проекционным и сопутствующим оборудованием (или по отдельным их видам), его поставку и монтаж, а также обучение обслуживающего персонала для учреждений образования могут выполнить специалисты компания «SBL».
Современное учебное учреждение не может функционировать без классных досок. Они отличаются друг от друга по функциональному назначению и конструктивному исполнению. Среди их, маркерные доски для письма особыми маркерами, информационные, меловые, многофункциональные, доски-подставки (флипчарты). Особое место среди большого разнообразия досок занимают электронные копировальные и интерактивные доски. Электронные копировальные доски, выпускаемые компаниями Panasonic и Plus, позволяют перенести на бумажный носитель или передать в компьютер информацию, нанесённую маркером на специальную пластиковую поверхность, выполненную в виде гибкого полотна.
Одновременно файл может быть передан в компьютер, сохранён, обработан и распечатан, а при необходимости – выведен на большой проекционный экран с помощью мультимедиа проектора, подключённого к компьютеру. Копировальные электронные доски позволяют: освободить слушателей от необходимости вести записи во время учебных занятий или конференций, сконцентрировать внимание к представляемой преподавателем проблеме при этом при необходимости получить четкие и подробные копии прослушанной лекции. Электронные копировальные доски выпускаются в разных модификациях, в том числе, стационарными и мобильными. Например, мобильный электронный копировальный блок
Panasonic Mobile KX-B200 в нерабочем состоянии представляет собой небольшой тубус. Его можно закрепить на стене или, например, флип-чарте. Перед началом работы полотно (80х55 см) копировального блока вытягивается из тубуса. После нанесения на полотно информации, при нажатии кнопки копирования, полотно автоматически втягивается в тубус, внутри которого по образующей расположены считывающие датчики, с которыми обеспечена связь с компьютером. Устройство привлекательно малым габаритами и невысокой ценой.
Другим устройством электронного копирования информации во время учебного процесса являются интерактивная сенсорная доска. Интерактивная доска - это устройство, позволяющее преподавателю или докладчику объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску. Область применения интерактивных досок весьма обширна. В сфере образования она дает возможность преподавателю работать с электронной картой, схемой, рисунком, картиной. Доска позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте. Перед началом работы интерактивная доска подключается к компьютеру и проектору. На нее, как на экран проецируется изображение от любого источника (компьютерного или видео сигнала).
Для пользователей интерактивными досками представляется программное обеспечение на русском языке, что позволяет выстраивать файлы лекции в нужной последовательности и сохранять в виде альбомов с графическими файлами, фиксировать отдельные этапы выступления, при необходимости возвращать на экран ранее сделанную запись или слайд. Одна из таких интерактивных досок инсталлирована специалистами компании SBL в электронном классе школе № 120 города Новосибирска. В комплект оборудования электронного класса вошли:
проекционная система (проектор и интерактивная доска);
система фонового озвучивания;
система коммутации и управления;
специализированная программная платформа.
Для организации высокоэффективного процесса обучения учреждениям образования компания SBL предлагает лингафонные кабинеты. К числу относительно недорогих лингафонных кабинетов можно отнести модель «Диалог» производства России. Его комплектация и элементная база построена на основе последних достижений импортной и российской радиоэлектронной промышленности. Технические требования лингафонных кабинетов "ДИАЛОГ" соответствуют современным стандартам качества, а также педагогическим и эргономическим требованиям на оборудование, что подтверждено соответствующими сертификатами. Лингафонные кабинеты "ДИАЛОГ" установлены и работают во многих регионах России, что указывает на высокую надежность и качество данного оборудования.
На современном этапе развития многие образовательные учреждения стали активно использовать технологию дистанционного обучения.
Для Российской Федерации с населением, распределенным на громадной территории с разной плотностью, с наличием множества малых поселений, мало комплектных школ и т. д. дистанционное обучение является практически единственным способом реализации конституционных прав граждан на получение качественного образования независимо от места проживания. С его помощью облегчается решение таких насущных вопросов, как непрерывное образование, образование инвалидов, повышение квалификации специалистов и др.
В последние годы в образовательных учреждениях в качестве компонентов обучения появились такие технические средства, как системы видеоконференций. Видеоконференции представляют собой современную технологию общения двух и более лиц, при котором в реальном времени передаются по каналам связи не только видеоизображения и звук общающихся сторон, но и различные электронные документы. Видеоконференции разделяются на персональные (ПВ), групповые (ГВ) и студийные (СВ).
При персональных видеоконференциях (ПВ) общение происходит в неформальном стиле в виде диалога двух лиц. В качестве оборудования используются компьютерные или отдельные аппаратные средства (программный и аппаратный кодек, камера, наушники, микрофон, звуковая плата). Для персональных видеоконференций требуется подключение к сети ISDN с пропускной способностью 128 кбит/сек или IP-сетям с пропускной способностью около 500 кбит/сек. При групповых видеоконференциях (ГВ) происходит общение группы с группой. Существует два варианта (ГВ). К первому варианту относятся такие видеоконференции, когда две организованные группы людей находятся в разных аудиториях. Ко второму варианту относятся такие (ГВ) – когда все ее участники территориально удаленны друг от друга. В первом варианте групповых видеоконференции используется оборудование стационарное с улучшенными характеристиками и более высокими требованиями к каналам связи по сравнению с персональными видеоконференциями. Во втором варианте групповые видеоконференции оснащаются оборудованием, аналогично, как и персональные видеоконференции, но дополнительно для них требуется MCS-сервер, поддерживающий многоточечное подключение.
Сочетание двух технологий – дистанционное обучение и системы видеоконференции в образовательном процессе позволяет:
осуществить доставку знаний от образовательного учреждения к месту проживания и
работы слушателей и наоборот;
привлечь для чтения лекций высококвалифицированных специалистов научных центров страны;
сократить командировочные расходы и время преподавателей на посещение региональных филиалов и отделений;
увеличить число слушателей без роста штата преподавателей;
сократить стоимость обучения;
сократить финансовые и материальные затраты на создание и развитие материально-технической базы учебных заведений и дополнительного штата преподавателей;
проведение семинаров в виртуальных вузах по инициативе обучаемых;
повысить уровень знаний за счет одновременного воздействия на органы слуха и зрения слушателей;
использовать потенциал российской образовательной системы для экспорта образовательных услуг.
С вопросами для оснащения учебных аудиторий проекционным, звуковым и дисплейным оборудованием обращайтесь к менеджерам Группы SBL.
Статья написана в 2007 году